Иногда говорят, что это золото — турецкое, а это — итальянское, а это — Российское. На самом деле, если взять совершенно чистое золото, то нет никаких, ни физических, ни химических, ни каких-либо еще способов определения источника происхождения золота. А все ювелирные заводы устроены так, что золото, из которого они изготавливают изделия поступает в абсолютно чистом виде, и потом уже в процессе производства к нему добавляют медь, серебро и немножко других металлов.
В России традиционно популярно золото с красноватым оттенком, а вот в Европе и Америке золото с желтоватым. Красноватый оттенок золота получается, если лигатура состоит в большей части из меди, а желтый оттенок, если лигатура из серебра. Эти традиции восходят из глубокой древности. Все древние ювелиры-мастера пытались хоть чуть-чуть обмануть при производстве ювелирных изделий. И так как покупатель всегда требовал самое чистое золота, а понятия лигатуры не имел (как и большинство ныне живущих), то в сплав добавляли в Европе побольше серебра, а в России побольше меди. Это связано с тем, что если золото абсолютно чистое, то оно имеет ярко желтый цвет, и добавка серебра оставляет его таким-же ярко-желтым.
А вот если этот слиточек из чистейшего ярко-желтого золота нагреть, то золото чуть-чуть окислится и примет красноватый отенок — или как говорили червонный. И из покон веков в России это было верным индикатором чистоты слпава. Только очень чистый сплав при нагревании превращал чистейшее желтое золото в червонное. Малейшие примеси — и этот эффект утерян.
Вот русские мастера-ювелиры и добавляли в чистейшее золото медь и чуть-чуть серебра и обманывали покупателей. Но сияние червонного золота очень ясное, чистое. А сплав 585 пробы или, как говорят, «Российского золота» уже чуть-чуть помутнее, краски поблеклее — но разве ж обычный покупатель разберет…
Белое золото — это такой же золотой сплав, только лигатура-то в нем особая. Это либо палладий, либо никель. Это и придает сплаву белый оттенок. Если лигатура с палладием, то сплав имеет бело-стальной оттенок, если с никелем, то чуть, чуть, едва уловимо желтоватый, а если это родиевое покрытие, то изделие отдает холодной голубизной.